Життя
Александр Макаров. Через тернии лагеря к звездам Героя

Александр Макаров. Через тернии лагеря к звездам Героя

Близится 6 сентября, день рождения Александра Макарова - легендарного советского ракетостроителя, доктора технических наук, профессора, Героя социалистического труда...

Родился Александр Макаров 12 сентября 1906 года в станице Цимлянская (ныне город Цимлянск) в семье православного мещанина. Окончил техникум, потом Ростовский институт инженеров путей сообщения (1933 г.), инженер-теплоэнергетик. Работал в Ростове, затем в Белоруссии на Могилевском авторемонтном заводе.

С сентября 1939 года по приказу И. А. Лихачёва был назначен директором горьковского завода автонормалей «Красная Этна»...

Однако не все так идеально в биографии легендарного директора "Южмаша", как, на первый взгляд, может казаться. Лишь углубившись в историю, разобравшись в хитросплетениях удивительной судьбы этого выдающегося человека, родившегося еще при царской России и прожившего довольно долгую жизнь - без малого 100 лет!  - можно понять, насколько его путь к успеху был невыносимо тяжел, долог и тернист.

Обвинение

«Директор завода А.М. Макаров и главный  инженер В.Ф. Исаков обвиняются в преступлении, предусмотренном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 г., в том, что не вели борьбу с браком и бракоделами и не контролировали выпускаемую продукцию, в результате чего завод им. Молотова получил очень много недоброкачественных ответственных деталей».

Приговор

«Макарова Александра Максимовича и Исакова Василия Федоровича, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 г., приговорить к тюремному заключению сроком на 8 лет - каждого».

С февраля 1941 г. Александр Максимович работал на строительстве дороги за Полярным кругом. Ни Макарову, ни другим заключенным не хотелось угодить в Заполярье, но разве мог кто-то знать, где придется отбывать срок? После этого его отправили бригадиром на лесопилку, а еще позже - строить «железку», вести производство.

Тяжелейшие 1940-1941 гг. оказались самыми нелегкими, адскими годами в жизни Макарова: он был полностью отрезан от Большой земли, потерял связь с родителями и семьей, ни одно из его писем так и не дошло до Ростова. От этой неизвестности, перенапряжения, голода и холода возникали мысли о конце жизни…

В самый пик заполярного лета мир заключенных взорвало известие о войне. Появился страх за будущее страны. Чем тяжелее складывалась обстановка на фронтах, тем хуже приходилось заключенным: урезались нормы хлеба и пайков, увеличивались объемы выработок. Появились первые заявления зэков с просьбой отправить на фронт. Однако им отказывали, называя врагами народа».

Южмашевский трактор в Египте

Весной 1942 года, по распоряжению прокуратуры СССР, из мест заключения были досрочно освобождены ученые, конструкторы, ведущие специалисты - для использования их в различных отраслях народного хозяйства. В их число попал и Александр Макаров.

Прощай завод! Ноябрь, 1986 г.

После освобождения Александра Максимовича продержали в лагере еще 17 дней. Ему предлагали высокие должности на строительстве железной дороги, сулили большие деньги, высокие проценты северных. Но уже не было такой силы, которая могла бы его задержать в Заполярье — он рвался на волю, мечтал о семье. И 17 мая 1942 года он выехал на Большую землю.

Разговор о вечном

По прибытию нарком тут же предложил ему ехать в Казахстан - на должность ведущего инженера, оформить новый парт билет и в строке последнего места работы писать: «командировка»...

Путь к славе

В феврале 1942 года назначен директором завода малолитражных двигателей в Казахстане.

С 1943 года в городе Ирбит Свердловской области, по согласованию с ГКО возглавил Ирбитский мотоциклетный завод.

С 1948 года переведён на работу в Днепропетровск.

С февраля 1954 года по март 1961 года — главный инженер завода, а с марта 1961 года по ноябрь 1986 года возглавлял Южный машиностроительный завод.

Награды:

- дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1976);

- пять орденов Ленина (1959, 1961, 1966, 1969, 1976);

- Орден Октябрьской Революции;

- три ордена Трудового Красного Знамени;

- Орден князя Ярослава Мудрого V степени (10 сентября 1996 года) — за выдающиеся личные заслуги перед Украинским государством в области обороны, создании ракетно-космической техники и в связи с 90-летием со дня рождения[5];

- Орден Дружбы (11 сентября 1996 года, Россия) — за большой личный вклад в развитие машиностроения, укрепления дружбы и сотрудничества между народами[6];

- Заслуженный машиностроитель СССР (5 сентября 1986 года).

- Заслуженный машиностроитель УССР (1981).

Скончался легендарный директор Южмаша 9 октября 1999 года в Днепропетровске. Похоронен на Аллее Героев Запорожского кладбища.

Вечная память настоящему герою, легенде и гордости нашего города!

В статье использована информация из книги Владимира Платонова "Макаров", изд-во "Проспект", Днепропетровск, 2006 г.

2020-08-20 16:30:00
true
Відео Дня






Архів Новин