Важливо
Блог
Духовні скарби
Культура
Життя
Екатеринославская церковь Вознесения Господня. Жизнь, данная царем, и гибель во имя индустриализации

Екатеринославская церковь Вознесения Господня. Жизнь, данная царем, и гибель во имя индустриализации

 

В краеведческом отделе областной научной библиотеки сохранилось не так много исторических документов и книг, в которых есть информация о церкви, располагавшейся на самом высоком месте нашего города. Потому и неудивительно, что история строительства и разрушения красивейшего храма (см. фото) обросла неимоверными слухами. Так, одни утверждали, что здание было построено из розового мрамора. Другие уверяли, что церковь построили из дерева и без единого гвоздя – по примеру Свято-Троицкого собора в Новомосковске. Даже издатели популярного в прошлом веке справочника «Весь Екатеринослав» «согрешили», назвав неверную дату возведения храма на опубликованной карте города 1915 года.

Сегодня мы восстановим историческую справедливость и расскажем читателям правду о строительстве и последующем разрушении вандалами церкви Вознесения Господня, которую в народе называли Казанской.

Переселение по «Новым планам»

В 1891-1892 гг. на Екатеринослав обрушились обильные ливни. В результате наводнений были разрушены деревянные дома в низинах города – большей частью бедняцкие*.

Пытаясь бороться со стихией, Городская Дума, по инициативе тогдашнего мэра Толстикова, приняла решение строить жилье в центральной части только из камня. Кроме того, власти решили распланировать новые кварталы на одном из главных холмов в районе ул. Старогородней (ул. Светлова, ныне Вышинская), где начали интенсивно продавать землю под небольшие усадьбы, причем «на крайне льготных условиях». Это происходило в рамках масштабного проекта «Новые планы».

Между тем, из-за отсутствия средств беднота не спешила переезжать. Как говорится, на то она и беднота. В тоже время часть пострадавших от наводнений, в основном людей с достатком ниже среднего, а также мелких торговцев, учителей, рабочих и даже ряд чиновников, все же удалось переселить.

В течение десяти лет внедрения «Новых планов» город разросся до вершины холма – то время самой высокой точки в Екатеринославе (тупик трамвая №4)**. Небольшие домовладения и усадьбы появились по обе стороны ул. Казанской (в 1923 г. она была переименована в ул. К. Либкнехта, сейчас в ул. Грушевского), получившей, кстати, название от деревянной церкви Казанской Божьей Матери. В сороковых годах XIX в. последнюю снесли из-за ветхости строения, а на ее месте возвели каменную Троицкую церковь (ныне кафедральный собор), здание которой сохранилось до наших дней. И неслучайно, кстати, в соборе так почитают именно икону Казанской Божьей Матери.

Разумеется, добираться до нее православным прихожанам, живущим на холме и его склонах, было не с руки. И тогда в конце - вверху - ул. Казанской решено было возвести новый храм. В народе его так и нарекли – Казанским. К слову, так же называлась и расположенная на холме водокачка, фасадная стена которой сохранилось на ул. К. Либкнехта до наших дней – это дом № 58.

Грандиозное строительство, знатные спонсоры и… отсутствие средств

В 1906 г. младший губернский архитектор Алексей Миклашевский создал весьма оригинальный проект будущего храма. И уже на следующий год начали строительство в византийском стиле церкви Вознесения Господня – одной из последних и, наверное, самой красивой из всех дореволюционных культовых сооружений города.

По данным историков, первым внес пожертвования на строительство сам император Николай II. Кроме того, в числе, как сейчас принято говорить, спонсоров был сам город Екатеринослав (читай: госбюджет), Мина Копылов, губернское и поветовое земства, а также множество мелких благотворителей. Конечно же, жертвовали на строительство храма и обычные горожане.

К 1912 году церковь уже возвышалась над городом. Сравнительно небольшой по размеру храм был достаточно высоким и имел, как говорят специалисты-архитекторы, сложный византийский силуэт. При этом крест над Вознесенской церковью оказался поднят на недосягаемую для других зданий города высоту.

По воспоминаниям днепропетровской долгожительницы, ученого, педагога, поэта и писателя Галины Анненковой, уже, к сожалению, покинувшей нас, ступени храма сделали из розового мрамора, купола были голубыми, а отделка – позолоченной.

Еще через год установили керамический иконостас, сделанный в Московской мастерской Кузнецова. Однако из-за хронического недостатка средств заказать художникам настенную иконопись оказалось невозможным. Потому фрески заменили полотнами с изображениями святых и ангелов.

К сожалению, завершить абсолютно все работы в храме также не удалось, даже невзирая на то, что один из крупнейших в городе кирпичных заводов располагался неподалеку – на краю Красноповстанческой балки (бывшей Жандармской, ныне - Долгой). Кстати, в районе тупика трамвая № 4 до сих пор можно найти дома и тротуары из прочного дореволюционного красного кирпича, сделанного на названном заводе.

Словом, церковь Вознесения Господня навсегда осталась недостроенной.

И воспоминаний Галины Анненковой 

"Казанская церковь была очень красивой и главное – богатой, что бы ни говорили историки. – Ее очень любили. И молились там не только местные жители, но и приезжавшие в наши края никопольские казаки, впоследствии осевшие в районе тогдашней еврейской слободы. Рядом были ярмарка и скотный рынок, а в километре от храма – ипподром…

Я тогда была ребенком, но хорошо помню, как в дни больших православных праздников, особенно в день Казанской Божьей Матери возле церкви проводились народные гулянья. Выставленные на улице столы накрывали белыми простынями, а затем сервировали самоварами и вазами с фруктами и выпечкой. Казанская церковь как будто притягивала к себе людей. В такие дни у храма собиралось чуть ли не полгорода. Интересно и другое. Благодаря проводимой Городской Думой политике даже вечно кочующих цыган оставляли в этом районе, как говорят, на постоянное место жительства именно на этом холме. Власти приучали их труду и городскому быту, цыгане делали стеганые одеяла и продавали их слободским и приезжим…

Красные грешники

В 20-х годах прошлого века, то есть с приходом советской власти, Вознесенскую церковь закрыли. При этом большевики понятия не имели, что с ней делать. Из-за особенностей строения для очередного пролетарского клуба она не годилась, а лишние склады в данном районе были ни к чему.

В конце концов, оказалось, что храм не только не нужен, но даже мешает. Причина – первое в области асфальтовое шоссе, которое начали строить в 1935-ом и закончили в 1936 году. Речь идет об участке Днепропетровск-Запорожье стратегической трассы Москва-Симферополь. Дорога из города на юг тогда начиналась от ул. Троицкой (ул. Красная) и проходила через ул. Казанскую/К. Либкнехта/Грушевского, упиравшуюся, как мы уже сказали, в храм.     

У тогдашних советских правителей просто не хватило ума (или дальновидности?) сделать дорогу вокруг храма, к тому же они были зомбированы ленинским изречением «Религия – опиум для народа» и считали, что даже лишенная креста церковь своим характерным силуэтом портит (!) вид города, строящего социализм. Потому в 1935 г. городские власти решили храм взорвать, а полученный кирпич использовать для строительства других объектов.

В общем, в угоду социалистической индустриализации большевики взорвали Казанскую церковь. Таким образом, город навеки утратил чуть ли не самое оригинальное и эффектно выглядевшее культовое сооружение.

Впрочем, как утверждают историки, ездить от этого легче не стало. Дело в том, что крепкое здание не сразу поддалось разрушению. Казалось, само небо встало на его защиту. По воспоминаниям Галины Анненковой, церковь взрывали в течение трех дней (!), но и это не помогло добиться желаемого результата. Прочные стены храма распадались не на отдельные кирпичи или небольшие фрагменты, как того хотели вандалы, а на большие куски.

Некоторые из непригодных к использованию обломков фундамента, обрастая травой и мхом, оставались в тупике «четверки» аж до 60-х гг. прошлого столетия. И возможно, часть их них была использована при строительстве ремонтной ямы для трамваев четвертого маршрута (сейчас ее засыпали и заасфальтировали), которые, как известно, ходили от вокзала до конца ул. Казанской с начала прошлого века.

Царя давно нет, а меценаты остались?

Конечно, в эпоху экономического кризиса днепропетровскому православному люду мечтать о возведении на старом месте нового Вознесенского храма не приходится. Между тем, согласитесь, что это лишь вопрос финансирования и целесообразности.

Нужна ли там церковь? – спросите вы. Да, нужна. Ибо в радиусе почти двух километров от тупика трамвая № 4 нет ни одного постоянно действующего православного храма. Так называемая «милицейская» часовенка на ул. Красной не в счет. Во-первых, ее открывают крайне редко. Во-вторых, она не может вместить всех желающих.

Между тем, бывшие Слободка и Пугачевка (район в конце ул. Артема/Сичевых Стрельцов и ниже по ул Тельмана/Сикорского) – это крупный частный сектор, где живут тысячи пожилых верующих. И, думаю, никто не станет спорить, что им, как, впрочем, и молодым прихожанам было бы гораздо легче добираться до Вознесенской церкви, чем до ближайшего Троицкого кафедрального собора, где к тому же в большие праздники негде яблоку упасть.

В связи с этим, хотелось бы, конечно, чтобы данную идею поддержала не только Днепропетровская епархия, но и крупные бизнесмены, коммерсанты и  промышленники, которых в нашем не самом бедном городе не меньше, чем в столице. А ведь восстановление исторической справедливости и возрождение духовности – святое дело, господа миллионеры! Услышьте соотечественников, и – Бог вам в помощь!

Примечания

* 9/10 населения Екатеринослава в 1878 г. (всего было жителей около 34 000 человек) жили в деревянных домах.

** В настоящее время самой высокой точкой нашего города является холм на подстанции – в районе пересечения Запорожского шоссе и проспекта им. Гагарина. Но тупик четверки выше на 2 см - за счёт трамвайных рельсов. 

 

2020-03-11 13:17:00
true
Відео Дня






Архів Новин