Технології
Ко Дню металлурга. Петровка - родина железных людей Днепра

Ко Дню металлурга. Петровка - родина железных людей Днепра

Днепр – город чугуна и стали. Завод им. Петровского основное, в свое время градообразующее предприятие города. На нём делали свои первые шаги будущие академики и профессоры: Свечников, Чекмарёв, Стародубов и многие другие.

Многие инженеры Петровки шли в науку. Развивался завод, рос технически, придавая городу ещё большей значимости.В 80-х г.г. XIX в. Екатеринослав был красивейшим губернским городом. И ошибочно считали, что единственной лучшей постройкой на то время считался тюремный замок. Глухомань - это было не про наш город, где создавали свои архитектурные шедевры маститые европейские инженеры-строители. Но, конечно, и до Парижа было далеко.

Но когда на территории губернии Александром Полем были обнаружены богатейшие залежи руды и каменного угля, Екатеринослав весьма быстро стал одним из богатейших и красивейших городов Российской Империи.

Впрочем, подземные богатства в наших краях были найдены ещё при Петре I.  

Шло время. И в 1884 г. была построена капитальная дорога. Вначале была названа Криворожской, затем, в память о Екатерине II – Екатерининской. Был построен вокзал по проекту А.А. Верховцева.

В том же году была открыта железная дорога, xnj для города было очень большим событием. Люди собирались на обоих берегах реки и ждали поезд, который проедет через мост. Длина моста полтора километра была – это один из самых длинных мостов в Европе считался в то время. После открытия железной дороги, город начал расцветать, превращаться в крупный центр. Началось массовое открытие фабрик, развивалась торговля. Вокруг города начали расти посёлки, за двадцать пять лет население Екатеринослава выросло с 47 тысяч до 180!

В 80-х г. позапрошлого века очень хорошо развивалась металлургия в г. Беженцы. Её возглавляла акционерное общество Брянских заводов. Изготовляли они: рельсы, цистерны, вагоны, конструкции мостов и так далее, но спрос на продукцию был невелик.

И тогда решили акционеры использовать Криворожские рудники, на Юг так сказать идти, там строить свои домны, получать чугун и по притоку Днестра в Беженцы доставлять. Акционеры послали своих агентов в Екатеринослав - скупать земли под строительство.

Александр Поль продал им пятьдесят семь десятин, ещё нужно было им сто двадцать. Они обратились в управу. Дебаты шли очень долго, местные торговцы не захотели отдавать им всю землю. Полтора месяца прошло и наконец-то подписали документ. По 200 рублей за десятину заплатили брянцы и получили документы на строительство завода.

Место выделили на пустыре. Только там - овраги, ковыль, пологий берег Днепра. В 1885 г. строительство все-таки началось, но нужна была рабочая сила, а она была очень близко как оказалось. Через балку от места строительства было расположено с. Новые Кайдаки. Стали приглашать на работу жителей села, и люди пошли. Целыми семьями шли на завод, зарождались целые династии металлургов.

В этом же году планировку местности закончили, а строительство поручено было инженеру А.М. Горяинову. По его проекту и начали строить Александровский завод (Брянский, затем им. Петровского). Свершилось! Завод полностью построен 22 мая 1877 г., доменная печь №1 была введена в строй. Эта дата совпала со 100-летним юбилеем Екатеринослава, поэтому пуск печи проходил в торжественной обстановке. Специальный поезд доставил гостей. Открывал завод представитель Брянского общества - инженер Чацкин. Он зачитал телеграмму от императора, в которой разрешил Екатеринославский завод открыть и назвать его Александровским южнорусским.

Пятьсот солдат пригнали туда, и те прокричали громко «Ур-р-р-а-а-а!». А архиерей Серафион святой водой освятил сооружение отслужил молебен. Вручили ему факел и, крестным знамением себя осенив, он печь зажёг.

Приготовили пир на 3000 человек, а для знатных особ рядом в павильоне на 270 персон сервировали стол. Там был и А.Н. Поль. А директором завода назначили Горяинова, в честь его в последствии назвали одну из станций. 

Работать на завод просились все, с других городов и сёл приезжали, а тем кому повезло, на работу принимали каталями. Под воротами стояли толпы безработных и ждали своей участи.

Прошло много лет и в газете «Рабочий», в рубрике «Город и горожане», Александр Вылинов вспомнил, как под воротами Петровки толпились люди, жаждущие работать на заводе. Рядом стояли бараки, туда временно селили рабочих (после войны браки были снесены). Вдали – директорский дом, там жил Горяинов, а в последствии и другие директора.  Дом сохранён, сейчас там - техническая библиотека. Рабочим которые проявляли себя Горяинов давал право строить себе дома в Новых Кайдаках, 1-й, 2-й, 3-й и 4-й Кайдакскими их назвали. Завод набирал силу. Через три года, завод начал выпускать трубы 8 и 24 дюймов, получили первые заказы на мост, катали канализационные трубы для Москвы.

Тем временем третья домна Брянки строиться началась. На заводе числилось более двух тысяч рабочих. Получили несколько патентов. А позже братья Горяиновы предложили ускорить сталеплавильный процесс. Так был изобретён новый процесс плавки. Он получил название «рудного» и занял ведущее место по всему миру в производстве стали.

На заводе была оборудована аудитория «Для начального чтения» - для детей рабочих. Дети учились в две смены, по программе двуклассного городского училища. Число рабочих росло, прибывали из рядом стоящих стран они. Их принимали на завод и селили недалеко от него. Так и появились посёлки Чечеловка и Шляховка.

Но больше всего селились в Новых Кайдаках. Начала застраиваться улица Пролетарская. А 26 апреля 1894 г. директор завода Горяинов подал в думу проект на строительство электрических трамвайных путей. В 1896 г. возле Озёрки началось строительство. Улицу назвали Трамвайной, ныне – Боброва.

В 1897 г. запустили первый трамвай. Его маршрут был от вокзала на Соборную площадь. Остановки трамвая подсвечивали ночной город, а потом уже и на каждый столб провели электричество, тогда и вступила в строй электрическая станция.

Маршрут трамвая №2 запустили позже, он соединял Петровский завод с управой. По его маршруту сделали депо, и осветили улицы завода.

В те годы рабочие жили очень бедно. В Москве и Питере начались забастовки. В 1886 г. на завод пришёл И.В. Бабушкин, работал он в инструментальных мастерских мостового цеха. В последствии мостовой цех самостоятельным заводом стал (завод им. Бабушкина). Тогда то Григорий Петровский и встретился с Бабушкиным. Петровский добился больших высот, возглавлял партии и был чуть ли не руководителем Украины.

 

Годы шли. Многие инженеры пошли в науку. С производственниками держали тесную связь, вводили новшества.

В 90-х г. прошлого века завод им. Петровского был флагманским предприятием города, он носил звание завод-ветеран, и только этому заводу принадлежало право гудок в городе давать. Гудок в шесть часов-пора вставать. Три часа дня - окончание 1 смены, встречай с обедом труженика своего! В 23.00 - отбой, ночная смена вступай в строй!

Многие в городе ждали звуков гудка и по ним часы сверяли. Гудок был слышен в течении 5 минут по всему городу. А в праздничные дни были дополнительные гудки. На 1 Мая и 7 Ноября гудок звучал торжественный, с праздником народ поздравлял.

Так же были и тревожные гудки, они звучали по особенному… В период войны, 8 августа 1941 г. прогудел завод в последний раз и замолчал – завод остановился.

Тогда думали, что в истории Петровки такого больше не будет никогда. Станки начали грузить на эшелоны и отправлять на Урал…

Но после Победы 1945 года завод восстановили полностью. В независимой Украине, с 1991 г. Петровка продолжила производить: рельсы, уголки и тому подобное. Музей при заводе продолжает пополняться новыми экспонатами. Коллектив музея проделывает очень большую работу для этого.

Сейчас завод переживает не лучшие времена, стареет, беднеет, люди теряют энтузиазм. Не могут вести сыновей своих на завод, как раньше делали это их отцы. Но хочется верить – возродится былая слава Петовки с новой силой, новые агрегаты поставят на нём, и гудок загудит…

И будут внуки наши ещё своих внуков на завод вести. Не может иначе быть, ведь мы живём в городе чугуна и стали. Здесь куют металл!

С Днем металлургов, дорогие земляки! Здоровья вам и долгих лет жизни, железные люди Днепра-Днепропетровска-Екатеринослава!

По материалам книги Галины Анненковой "История завода". 

2020-07-19 07:40:00
true
Відео Дня






Архів Новин