Життя
Ждём реформ! Когда в Украине откроют Вальдорфскую школу

Ждём реформ! Когда в Украине откроют Вальдорфскую школу

Наша постоянная подписчица прислала на электронную почту письмо, в котором делится своими мыслями по поводу того, что сейчас происходит в Украине с системой образования. Наталья Самсонова - учитель с опытом педагогической работы. Ниже приводим ее письмо без изменений.

"На современном этапе развития общества, школа как отражение социума, стала не похожа на "нашу" школу. Изменились и дети, у них появились новые потребности, появились другие ценности и стремления, поэтому нам учителям нужно научиться понимать детей 21 века.

Разница между учеником 90-х и сегодняшним учеником колоссальная. Современные дети подвижные, активные, критичные, любопытные, технологически развиты, очень прагматичны, на кончиках пальцев весь мир в гаджетах, они сильно другие. Они увлекаются только тем, что принесет им впечатления и конкретную пользу.  Все остальное кажется им лишним, ненужным, неважным. Зачем им мировая художественная литература, история, законы физики и химии, если они хотят быть бизнесменами и блогерами. У сегодняшних детей другой объём знаний – в чем-то больше, а в чем-то наоборот меньше. У них другие возможности: они ездят на отдых заграницу, пользуются интернетом. Все это внешняя оболочка, но если ее снять, то дети все равно остаются детьми абсолютно такими же как и 20-30 лет назад.

Конечно, и жизнь раньше была другой, сейчас люди более свободные или, как можно сказать иначе, более бесцеремонные, вызывающие, бескомпромиссные. Сегодня точно ясно, что учить всех детей одинаково не получиться. И уложить всех в одинаковые форматы обучения тоже не получиться. У каждой эпохи свое развитие: с полутора лет они пальцем управляют планшетом, фотографируют себя и своих друзей с трех лет, а с пяти лет играют в игры на родительском компьютере.

Чтобы учить современного ребенка, нужно понять чем определяется его социальное отношение, общественные условия и что из этого проистекает. Тогда возникает вопрос: чего мы хотим от образования при такой непредсказуемости будущего в эпоху быстрых перемен. Реформирование сферы образования в Украине назрело уже давно, потому что Украина занимает 46 место в рейтинге стран по образованию.

Новые стандарты в образовании: Украина ориентируется на скандинавские страны, т. е. 12-летнее образование и профильная структура в 10-12 классах. Все это предусматривает повышение качества образования, но реформаторы забыли, что кадры решают все. Прогрессивные учителя в дефиците, не все учителя которые проработали в школе 10-20 лет и больше могут переключиться на новую систему, чтобы работать по новым методикам, им необходимо время, чтобы адаптироваться.

К сожалению с педагогическим образованием сложилась кризисная ситуация: в педвузы поступают абитуриенты набравшие минимальные балы по результатам ВНО. В последнее 10 лет в педагогические университеты в основном шли те, кто больше никуда не мог поступить. Реформа новой украинской школы не может состояться без прогрессивного украинского учителя. Существует значительный разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школами. Недостаточное финансирование и отсутствие сельских учителей. Создаются опорные школы, куда школьникам приходить ездить по 50 км. По сути эта реформа еще не реализована, более того далеко не все ее аспекты определены, но известно уже достаточно, чтобы одновременно ужасаться, смеяться и плакать, а главное готовиться к последствиям.

В целом украинскую школу предполагают делать более профильной – и это один из общемировых трендов. Учеников, уже определившихся со своими приоритетами в будущей профессии, избавляют от части нагрузки за счет второстепенных предметов, концентрируя на тех, которые позволят подготовиться к поступлению на конкурентный факультет высшего учебного заведения. Грубо говоря, если ребенок решил, что станет филологом, языком он будет заниматься больше, а физикой, химией, математикой, биологией  меньше. Другое дело, что в украинских реалиях отдельные аспекты этой реформы выглядят достаточно неожиданно. Например, Министерство образования и науки объединяет такие предметы: языки, включая иностранные, вместе с литературами в предмет "словесность"; алгебра, геометрия, информатика в общий курс "математика"; химия, физика, биология, астрономия, экология и география в один предмет "человек и природа".

Сегодня учителей, подготовленных для преподавания таких универсальных предметов в стране нет. Но идеологи реформы предполагают массовое переучивание учителей. Школьные учителя подозревают, что это просто попытка экономии на педагогах. Вместо 4-5 учителей отдельных предметов можно будет оплачивать ставку лишь одному педагогу. Внедрение этих новшеств повлечет за собой деградацию кадрового потенциала образовательной системы.

На фоне урезания объёмов преподавания и сокращения количества обязательных предметов с 22 до 9, загадочно смотреться продолжительность обучения в школе до 12 лет. Но наполнят годы жизни детей в школе патриотическим воспитанием и физкультурой, преподавание которых планируется расширить. Для родителей мальчиков это особенно актуально. Теперь, поступив в школу с 6 лет и проведя 12 лет за партой, их дети сразу после выпускного могут отправляться в военкоматы, пополняя ряды армии.

На фоне столь радикальных изменений, другие нововведения в украинском образование смотрятся уже не столь примечательно. Отказ от оценок в младшей школе (она становится все больше похожей на "Вальдорфскую"). Большая автономизация школ, фактическое узаконивание репетиторства -  все это явления дискуссионные, но относительно объяснимые в современных реалиях Украины. В любом случае посмотреть на результат будет интересно – в рамках обучения на чужих ошибках или успехах,  в том числе."

Ранее мы писали о том, чтобы родители проверяли, что учат дети онлайн, а также о том, что на Днепропетровщине реконструируют старейшую школу без туалетов.

2020-05-05 15:50:00
true
Відео Дня






Архів Новин