
Таксисты-аферисты Днепра. Как работали «белые манжеты»
«Мене срочно – в аэропорт!»
Именно так горланил пассажир, просивший таксиста Игоря Таточенко по прозвищу Шнобатый немедленно отвезти его к пункту назначения.
- Самолет где-то через полчаса улетает, - мямлил мужчина, - а не попаду на рейс – мне крышка! Командировка горит!
Дело было в 70-х гг. прошлого века на окраине Днепропетровска – в районе выезда на Криворожское шоссе. С учетом того, что до местного аэропорта из-за светофоров можно было ехать более получаса, помочь нетерпеливому клиенту вряд ли представлялось возможным.
Но на то Шнобатый и был матерым аферистом, кстати, подельником небезызвестного Матроса (Александра Мильченко), впоследствии отсидевшим в местах не столь отдаленных более двадцати лет, чтобы выкрутиться из любого положения. И психологом он слыл отменным.
- Не надо нервничать, - успокоил Игорь командировочного, - враз домчим, брат. Садитесь, пожалуйста, и пристегнитесь. Всё будет хорошо. Сто рублей вас устроит?
- Да-да-да, пожалуйста, побыстрее! – согласился мужчина.
Усыпив бдительность опаздывающего, Шнобатый демонстративно «вырубил» счетчик, спрятал сотенную в карман, включил магнитолу с приятной, даже убаюкивающей музыкой, и дал по газам новенькой «Волги», выжимая все соки из чуда советского автопрома ГАЗ-24.
Клиент, устроившись на заднем сидении благоухающего «Шипром» (популярный одеколон с хвойными нотками аромата) салона, весьма быстро расслабился. Поверил, значит, водителю, и начал дремать, положив голову на пухлый портфель.
Впрочем, прежде чем полностью, как говорится, выдохнуть он спросил таксиста, почему машина едет в другом направлении – фактически противоположном аэропорту Днепропетровска. Но и тут его быстро угомонили:
- Так в объезд быстрее, - улыбнулся обаятельный дьявол Шнобатый, - иначе ж в городе застрянем. Сверим часы?..
А ехали они в сторону Днепродзержинска (ныне Каменское). Именно там, на окраине был припаркован старый, уже не летающий лайнер, в котором планировали устроить детский кинотеатр.
Постоянно поглядывая на часы, Шнобатый мчал по трассе. И успел-таки – даже на пять минут раньше «прискакал».
- Подъем, а то опоздаешь! – вскричал Игорь, когда «Волга» тормознула в нескольких сотнях метров от самолета. – Ближе не могу – там запретная зона. А ты беги скорее, а то улетят без тебя.
Не успевший опомнится, пассажир пулей летел на «аэродром». И, конечно же, в итоге понял, что его нагло обманули, а сто рублей – средний месячный оклад тех лет – уже не вернуть. Ибо такси уже и след простыл.
По воспоминаниям бывших оперативников, подобную аферу с «аэропортом» проворачивали мошенники неоднократно. И даже если потерпевший обращался с заявлением в милицию, доказать вину жуликов практически не представлялось возможным. Во-первых, обманутые сами отдавали деньги, и какую-никакую, а услугу им оказывали. Во-вторых, редко кто запоминал номера машины, лицо таксиста. Да и в итоге получалось, выражаясь языком юристов, слово против слова – свидетелей-то не было.
К тому же срабатывал и психологический фактор. Согласитесь, мало кому хотелось показать себя публике облапошенным на ровном месте лохом.
Уколемся все!
Еще одна практика мошенников была напрямую связана с запретами в СССР. То есть реальными «терпилами», то бишь пострадавшими, становились сами представители уголовного мира – точнее, самой низкой его касты.
Так, например, в советское время вполне можно было загреметь в тюрьму не только за хранение, перевозку, приобретение и распространение наркотиков, но и за их… употребление! Да-да, как бы это не странно звучало для нынешнего, особо свободолюбивого, скажем так, нового поколения любителей кайфа.
Вычисляли «торчков» (наркоманов) на нелегальных точках продажи и в притонах. Особой «популярностью» пользовались те, кто покупал сразу много всякого рода зелья. С «барыгами», торговцами, значит, договаривали на какое время закрыть «магазин». К точке подходили страждущие, которые испытывали ломку (абстинентный синдром) и готовы были заплатить за дозу любые деньги.
Таких садили в такси и везли на ул. Комсомольскую (ныне ул. Староказацкую). Там, недалеко от перекрестка с ул. Красной (ныне ул. Троицкой) был дом с проходным подъездом. Это было излюбленное «место работы» таксиста Александра Н-ко по прозвищу Нос (за спиной – три тюремных ходки) и его подельницы Инны Ч-ой – она же четырежды судимая мошенница – и, к слову, просто писаная красавица – Инесса.
Схема этой аферы была проста, как день. Клиенту или сразу двоим-троим страждущим незнакомые люди гарантировали покупку буквально чего угодно. В роли соблазнительницы, с которой «потом можно продолжить знакомство», выступала Инесса. Более того, на глазах у лоха-наркомана в долю входил и сам таксист и роковая красотка.
Именно Инна, после того, как машина оказывалась во дворе секретного дома, брала деньги и шла за «товаром» в проходной подъезд, а потом испарялась в толпе горожан.
Таксист Нос якобы нервно ждал ее («Я же на работе, товарищи, а тут опасное место, долго стоять нельзя!», и т.п.), затем требовал опростоволосившихся – вот уж действительно: человеческой наглости нет предела! – оплатить по счетчику и с видом пострадавшего уезжал на встречу с подельницей, где уже и делили деньги…
Ветераны днепропетровского угро рассказывали, что иногда не за день, а за всего лишь за один эпизод подобного промысла сумма доходила до полутысячи рублей. Несколько недель – и можно было не только детей в черной икре купать, но и запросто машину купить.
Что интересно, у мошенников от разных браков действительно было пятеро детей – причем дочерей! – на двоих. Все они, в отличие от наших героев, сейчас живы и здоровы и не имеют к криминалу никакого отношения.
* * *
Что до того, как уголовников брали работать в таксопарк, а их советском в Днепропетровске было аж три, то объяснение простое. Престижные для людей той эпохи места преступники элементарно покупали. За малейшее нарушение увольнялся порядочный человек, а на его месте оказывался тот жулик, который мог дать номенклатуре за должность до 5 тысяч рублей. Но такая такса в такси, как видим, окупалась сторицей.
Валерий МИШИН.