Жива Природа
Волчья стая

Волчья стая

Волк – это удивительный зверь, веками преследуемый людьми, пытающимися уничтожить его любыми способами, переносящий все тяготы жизни в суровой и равнодушной дикой природе. Он демонстрирует чудеса выживания и стойкости. Вся жизнь волка зимой и летом, при свете полярных звезд и яркого солнца – это беспрестанное движение: охота, поиск и преследование добычи или уход от погони.

Как будто наказанный богами за свои прегрешения, он, как вечный странник, обречен прятаться и скитаться по свету в поисках лучшей доли, богатой добычи, спокойствия и тишины.

Волк – существо социальное, и вся его жизнь, в основном проходит в стае. Тем более, что при охоте на крупную добычу, именно волчье сообщество, как некий «суперорганизм», способно действовать четко, слаженно и эффективно. В северных лесах волки чуют шевеление мышки под метровым слоем снега, а присутствие оленей или лосей - за полкилометра. На равнине они видят добычу за 2 -3 километра. Голодная стая, пробежавшая перед  этим не один десяток километров, начинает приближаться к возможной добыче, двигаясь против ветра и скрадывая свое движение.

Как партизаны, прячась за кустами и деревьями, волки медленно, но верно окружают лося или оленя. Убедившись, что он один и им никто не помешает, сразу несколько зверей впиваются зубами и когтями в свою жертву. Лось стряхивает нападающих раз за разом, может даже запороть насмерть одного или двух, но силы неравны, и стая рано или поздно одолеет лесного великана.

Это только один эпизод  жизни стаи. На самом деле ей в зубы попадают, в основном, только больные, раненые, измученные голодом или паразитами животные. Подобно гиенам в Африке, волки на просторах Северной Америки и Евразии «служат» санитарами, очищающими популяции копытных и грызунов от «балласта». В тех местах, где от волков избавились, навсегда начинается перенаселение травоядных и грызунов. В их рядах возникают эпидемии и мор, а ландшафт начинает напоминать лунную поверхность.

Волчья стая – это огромный сложенный организм, состоящий из 5–20 зверей, имеющих одну из самых сложных социальных организаций в мире животных. Здесь все подчинены жесткой дисциплине и иерархии, которая сплачивает и соединяет все индивидуальности в одно целое. Во главе стоит пара волков – самец и самка, хранящие друг другу верность до конца жизни. Это матерые звери, прошедшие «огонь, воду и медные трубы» , побывавшие под пулями и во многих переделках. Будучи высшей инстанцией для всех, они определяют весь ритм суточной жизни стаи и отношение между волками. Чем сильнее и опытнее вожак, тем активнее он пресекает все свары, тем меньше раздоров и агрессии в стае, тем дружественнее атмосфера и сплочена группа.

Вожак ведет стаю или поручает это своей подруге, выводит соплеменников из-под облав, планирует и начинает охоту, первый бросается на врагов и на добычу. Он же первый стоит у готового к употреблению мяса, и пока он ест, все будут ждать, вымещая друг на друге свое нетерпение, возбуждение и сводя старые счеты.

Вся жизнь и благоденствие отдельных волков стаи подчинены порядку, определенному иерархией. Изменение и подвижки в этой системе возможны с уходом или гибелью кого-либо из вожаков. Свято место пусто не бывает, оно сразу занимается волком стоящим по рангу следующим.

Нахождение каждого члена стаи в своей социальной «ячейке», обеспечивает системе в целом равновесие и устойчивость. Со временем самые сильные самцы формируют вокруг своего вожака своеобразную «гвардию» и служат основным костяком стаи при нападении и защите. Бывает, что некоторые самцы, возмужав и окрепнув, не желают подчиняться вожаку, тогда они вынуждены уйти прочь и думать о создание собственной семьи.

Каждая стая в лесах или тундре занимает определенную, зачастую просто огромную территорию 100-500 квадратных километров, на которой не терпит чужаков, охраняет и метит ее метками - как по границам, так и внутри. О своем присутствии стая напоминает воем, далеко разносящимся по округе. Как настоящий "меломан", каждый волк имеет свой тембр голоса и свою песню, которую с удовольствием воспроизводит для соплеменников!

Волки охотно включаются в общую какофонию, создавая настоящие симфонии и оратории. Кроме воя, слышимого на пространстве до 10 км. волки  еще рычат, стонут, лают, ворчат, завывают, хныкают, визжат и т.д. Столь внушительный набор звуков при общении, дополняемый огромной чередой ритуалов, жестов, мимических приемов, говорит о богатой эмоциями и страстями внутренней жизни этих удивительно умных зверей. Своей мордой они способны передавать десятки эмоциональных настроений – от улыбки и радости, до ярости и откровенной угрозы. Особенного богатства палитра проявлений жизненных сил и эмоций достигает к концу зимы – началу весны, когда у волков начинается сезон любви. Право на размножение имеют только волки, владеющие собственной территорией, которые могут создать дом – логово, куда волчица принесет волчат. В большой стае такое право имеют только вожак-самец и его самка, все остальные остаются холостыми. Ухаживание поражает своей нежностью и выразительностью. Это взаимные улыбки, акробатические прыжки, резвые взаимные догонялки, покусывания, поцелуи в шею, вылизывание шеи, щек и ушей.

При спаривании, благодаря маленькой косточке – бакулюму - ставшей «поперек», волки на время остаются связанными. Так природа помогает им в обеспечении полноценного оплодотворения. За 2 месяца беременности волчица находит и готовит несколько мест для логова – в пещерах, корнях поваленных деревьев, норах барсуков и т.д. На свет появляется от 3-5 слепых волчат. Через 3 недели у них открываются глаза, они пытаются ходить, и у волчицы прибавляется хлопот из-за их излишней любознательности. А в возрасте 1,5 мес. малыши отказываются от молока и переходят на мясо. О волчице с приплодом заботится вся стая во главе с вожаком, принося ей пищу. Подобно гиеновым собакам, они отрыгивают не до конца переваренное мясо из своего желудка, и волчата дерутся за свои куски.

Когда мать уходит на охоту, «няньки» стерегут малышей и играют с ними, выдерживая совершенно невообразимые трепки со стороны волчат, которые они стоически терпят. Отношение к малышам в стае самое нежное и терпеливое. Любой взрослый всегда готов поделиться с ними содержимым желудка, поиграть, поучить правилам охоты или субординации, именно поэтому волчья стая такая сплочённая и эффективная.

Столь совершенные социальные организации в мире дикой природы встречаются очень редко – только у некоторых собачьих и сурикатов из Южной Америки.

На бескрайние просторы лесов Палеарктики опускается ночь, январский мороз заставляет скрипеть вековые сосны, легкая поземка «пробирает» до костей, все живое вымирает или прячется. А к далеким звездам через черную ночь несется тоскливый вой стаи волков, заставляя нас думать о судьбе природы и о вечности. Черный волк, держащий в зубах ягненка, изображен на гербе автономного сообщества Наварра, которое входит в исторический регион страны Басков (Испания).

2020-06-01 15:20:00
true
Відео Дня






Архів Новин