Духовные сокровища
Земное и неземное в жизни и судьбе Девы Марии

Земное и неземное в жизни и судьбе Девы Марии

Статья посвящается еврейской девочке – Богоматери, в канун даты её успения, которое из года в год, отмечается 28 августа.

Согласно преданию, пресвятая Богородица родилась на изломе эпох, в годы правления Ирода Великого, в одном из пригородов Иерусалима. Ее родители – благочестивые иудеи Иоаким и Анна, были людьми обеспеченными, уважаемыми и знатными, но большого богатства не имели. Их род, ведущий свое происхождение от царя Давида, к тому времени уже утратил былое влияние. По всем меркам Иоаким и Анна были счастливыми супругами, им можно было-бы позавидовать в хорошем смысле, если бы не одно обстоятельство – прожив пятьдесят лет в браке, они так и не смогли родить детей. Они просто восприняли свою бездетность, как волю Божию и с благодарностью приняли свой крест, и решили полностью посвятить себя тем, кто нуждался в поддержке. Но находились и злые языки, По окрестным селениям поползли слухи, что Иоаким и Анна прокляты Богом, что с ними нельзя общаться, а добрые дела, творимые ими, приносят людям горе. Дошло до того, что когда Иоаким однажды принес в Иерусалимский храм положенную жертву, священник прогнал его, заявив, что не будет принимать ее от недостойного человека. Иоаким и Анна несли свой крест бездетности всю свою супружескую жизнь. Они даже представить не могли, что именно от их союза, произойдет та самая жена, чье семя сотрет главу древнего змия. Иоаким и Анна стали все сильнее и сильнее просить Всевышнего ниспослать им дитя. Они были еще в силах, они могли еще зачать, родить и вырастить долгожданного ребенка. Каждый день супруги ожидали чуда, но оно не спешило совершиться. Шли годы, незаметно подкрадывалась старость. Супруги даже пообещали своего первенца отдать на служение в Храм, но Бог, словно не слышал их. И вот однажды, им по очереди,  явился Ангел и возвестил радостную весть – они станут родителями! И точно также, как много лет назад, пожилая чета смиренно приняла эту радость, которая выпала на их долю. В назначенный срок, немолодая уже женщина, стала матерью здоровой малышки, которую назвали Мария. Наконец мечта супругов исполнилась, и они могли тихо окончить свои земные дни. Но супруги помнили о своем обещании посвятить дочь Богу. Через два года после ее рождения они начали планировать, как это сделать, однако поняли, что лучше все таки подождать еще немного. Девочка пока не готова была покинуть родительский дом. Прошел еще год, и трехлетнюю Марию, в сопровождении  юных девственниц с зажженными факелами, привели в Иерусалимский храм. Во время обряда посвящения произошло чудо: стоило лишь поставить Марию у лестницы, ведущей к верхней части храмового двора, как трехлетняя девочка, без чьей-либо помощи, преодолела пятнадцать огромных ступеней, по которым с трудом карабкались многие взрослые. Первосвященник принял Ее, благословил и совершил невиданное – он повел Марию во внутреннее помещение храма – туда, где могли находиться только священники. В этот момент все присутствующие осознали, что дочь Иоакима и Анны достойна войти в святилище и Ей предстоит совершить нечто очень важное. Ее место было именно здесь, в Божьем доме, где она могла получить необходимое воспитание и знания. А родители Марии, пожив еще несколько лет, мирно умерли с осознанием того, что выполнили свой обет и смогли подарить Богу самое дорогое, что у них было – свое дитя.

Теперь судьба Марии была полностью в руках Всевышнего. В храмовой школе для девочек воспитывались лучшие представительницы иудейского общества, которые потом становились женами священников, книжников и знатных молодых людей. Их обучали всему, что было нужно для ведения хозяйства. Также огромное внимание уделялось тому, чтобы дать им воспитание духовное, научить их хорошо разбираться в священных текстах и ритуалах. По сути, школа, в которую попала Мария, была духовной семинарией для девочек. В школе Мария училась до двенадцати лет. За все это время она усвоила много «женских» профессий, но лучше всего ей давалось шитье. Мастерство Марии было насколько высоким, что Ей поручали самую ответственную работу - создание завес и покрывал для святилища.

Не отставала Она и в изучении Писания, которое знала едва ли не наизусть. Мария была лучшей ученицей в Храме и со временем стала бы желанной невестой, могла бы занять видное положение в обществе, если бы не одно «но»- еще в раннем детстве Девочка дала Богу обет безбрачия. Священники об этом знали. Когда их воспитанница вошла в зрелый возраст, и Ей нельзя было жить в Храме, они встали перед проблемой. Нарушать данный Марией обет никто не думал, да и о том, чтобы Марию насильно выдать замуж, тоже не могло быть и речи. Однако, самостоятельно жить в миру Она не могла. Закон воспрещал незамужним девушкам жить среди людей в одиночку. Поскольку кроме давно умерших родителей у Марии не было близких родственников, ее решили обручить с одним из старых вдовцов, чтобы он формально считался Ее супругом, был хранителем чистоты и целомудрия своей жены. Священники решили выбрать будущего обручника Марии путем жеребьевки – дабы так проявить исключительную волю Божию. Среди кандидатов был и Иосиф – строительных дел мастер, из провинциального галилейского городка Назарет. Когда мужчины собрались в Храме, первосвященник забрал у них посохи и положил их на жертвенник. После продолжительной молитвы он начал по одному возвращать жезлы хозяевам с расчетом, что Господь каким-то образом укажет избранника. Но знака не было. И лишь когда очередь дошла до Иосифа, как говорит предание, произошло чудо – широкий конец палки отделился от нее и превратился в голубку, которая села Иосифу на голову. Все поняли, что он и есть избранник Божий. Такому повороту ремесленник не был рад и стал отказываться от предлагаемой ему миссии. Аргумент был прост – старик боялся насмешек со стороны своих же взрослых детей и знакомых, ведь разница в возрасте между им и Марией была огромной. Кроме того, принятие в семью еще одного члена заставило бы заново делить скромное имущество, а это породило бы смуту среди родичей… Но священники убедили Иосифа не противиться воли Божией. В конечном итоге старик согласился. А что же Мария? Как Она отреагировала на произошедшее? Предание и святые отцы говорят о том, что Она смирилась. Но это была не покорность «обреченной жертвы», а сознательный поступок. Мария понимала, что Господь чего-то от Нее ждет и поэтому приняла случившееся, как Господню Волю, как свою Судьбу. И это принятие было началом пути Девы навстречу Богу, который приготовил Ей новое испытание.

Вскоре после обручения Иосиф оставил Деву дома и отправился на стройку. Ему предстояло быть в отлучке несколько месяцев. Мария тем временем ткала завесу, которую заказали священники для святилища Храма. Она молилась, размышляла над тем, что успела услышать или прочесть. Так еще в детстве Она узнала, что придет время и некоторая жена родит дитя, которое уничтожит зло. Мария мечтала быть хотя бы служанкой в доме этой женщины, но тут же понимала, что это всего лишь мечта. Ведь у иудеев сложилось стойкое убеждение, что Спаситель родится в царских палатах, но разве Ей, простой и небогатой провинциалке попасть во дворец? По преданию, именно во время таких размышлений к ней и явился ангел Божий Гавриил. Он возвестил Ей весть о том, что Она родит Сына, и необычного ребенка, а именно того самого долгожданного Спасителя. Его слова смутили Марию и Девушка ответила , что Она девственница, и потому ребенка у Нее не может быть. Ангел ответил, что найдет на тебя сила Всевышнего и рождение святое наречётся Сыном Божьим. Мария могла отказаться от предложенной Ей миссии, но Она согласилась и смиренно ответила: « Я - раба Господня, пусть будет так, как ты говоришь».

Как свидетельствует предание, через некоторое время Мария поняла, что беременна. То, что в Ее утробе телесно пребывает Сам Бог, девушка осознает позже, а пока что состояние священного трепета и ожидания чего-то важного не покидало Ее. Спустя некоторое время домой вернулся Иосиф. Заметив беременность Марии он впал в отчаяние: подумать только – стоило ему отлучиться на длительный срок, как Отроковица впала в грех!

Он стал расспрашивать супругу, но Она лишь рассказала ему о явлении ангела. Он понимал, что случилось что-то необычное, но все таки думал, что Девочку соблазнили, и она стала жертвой обмана. Не считая Ее виновной, но и не будучи в силах пережить возможный позор от людей, старик решил тайком отпустить Ее из дому, дав Ей развод. Он словно снимал с себя всю ответственность за Нее и вместе с тем спасал Ее от избиения камнями, которое полагалось совершать над неверными женами. Однако этим планам Иосифа помешал Гавриил - ночью он явился к пожилому мужчине и запретил ему отпускать Марию. Ангел поведал о судьбе будущего ребенка и успокоил взволнованного мужа. Однако семейство ждало новое испытание. Вскоре к ним в гости пришел один из книжников. Увидев беременную девушку, гость решил все рассказать первосвященникам. Формально вина супругов состояла в том, что Мария забеременела без ведома и благословения духовенства. А еще старейшины думали, что Иосиф попросту покрывает свою жену. Началось расследование. Иосиф и Мария рассказали все, что произошло с ними, но в Храме им не верили. В итоге решили спросить у самого Бога – чиста ли Девушка? Суть обряда состояла в том, что после совершения определенных молитв испытуемых поили особой смесью. Если они оставались без всяких внешних изменений, это означало их невиновность. Иосифу и Марии тоже дали выпить смесь, но Бог оставил их целыми, показав, что они чисты перед Ним. Священники вынуждены были свернуть расследование и благословить супругов.

После событий Рождества и довольно продолжительного пребывания в Египте, святое семейство вернулось в свой город Назарет. Тайну непорочности Иисуса знали только сами супруги и еще несколько священников, которые вскоре умерли. Для остальных людей, в том числе и для старших детей Иосифа, Иисус был его родным сыном. В этом не сомневался никто, поскольку мнимый муж Богородицы имел насколько непорочную репутацию, что иных вариантов даже и не предполагалось.